Маркеры суицидального состояния

    • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
    • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
    • Активная предварительная подготовка к  выбранному способу совершения суицида  (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
    • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
    • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
    • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности,  уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
    • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
    • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
    • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
    • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий.
    • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
    • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
    • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

    Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых в том числе могут сообщить родители.

    • Часто грустное настроение, периодический плач.
    • Безнадежность и беспомощность.
    • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
    • Поглощенность темой смерти.
    • Постоянная скука.
    • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
    • Пропуск школы или плохая успеваемость.
    • Деструктивное поведение.
    • Низкая самооценка и чувство вины.
    • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
    • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
    • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
    • Сложности концентрации внимания.
    • Значительные изменения сна и аппетита.

    Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

    Телефоны горячих линий