• В помощь педагогу

    • Алгоритм анализа урока

      Литература 

      Современная дидактика (А.В. Хуторской)

      Структурный анализ урока 

      Анализ урока (Ю.Конаржевский)

      Педагогика (П.И. Пидкасистый)

      Алгоритм анализа урока

      1. ТДЦ:

      1. Соответствовали ли поставленные цели теме, программе, нормативным задачам?
      2. Были ли цели конкретны, лежали в сфере деятельности учащихся?
      3. Достаточно ли цели урока были мотивированы?

      2. СУМ:

      1. Соответствовало СУМ, рассматриваемого на уроке, ТДЦ?
      2. Был ли оптимальный объем? Не был ли материал перегружен дополнительной информацией?
      3. Был учебный материал доступным, научным, логично выстроенным, развивал интерес учащихся к предмету?
      4. Предполагалось ли уровневое деление УМ?
      5. Допускались ли фактические ошибки на уроке и были ли они исправлены?

      3. МО:

      1. Оптимален выбор МО на уроке:
        • Соответствовали функций МО целям урока или задачам этапа?
        • Соответствовали МО СУМ?
        • Учитывался уровень учебных возможностей детей?
        • Учитывался фактор времени?
      2. Какие методические приемы были использованы для реализации выбранных МО?
      3. В какой степени реализация примененных методов обучения способствовала решению поставленных целей урока?

      4. ФОПД:

      1. Какая форма организации ПД учащихся была доминирующей?
      2. В какой мере она способствовала достижению ТДЦ урока?
      3. Какие задачи решались в процессе организации познавательной деятельности школьников:
        • Развитие познавательного интереса?
        • Самостоятельность мышления?
        • Создание психологического комфорта?
      4. Какие методические приемы применил учитель для активизации познавательной деятельности учащихся?

      5. РР:

      1. Соответствовал РР поставленным целям урока?
      2. Как учитель осуществлял обратную связь на протяжении урока?
      3. Достаточно полным был оперативный контроль на уроке? С какой целью он проводился и насколько был эффективен?
    • Критерии оценки плана учебного занятия

      Критерии

      Показатели

      Обоснованность целей (задач) учебного занятия

      соответствие целей (задач) требованиям учебной программы

      соответствие целей (задач) типу учебного занятия

      оптимальность постановки образовательной цели (задач)

      диагностичность образовательной цели (задач)

      оптимальность цели (задач) личностного развития учащихся

      Оптимальность отбора учебного содержания

      отбор содержания в соответствии с целями (задачами) учебного занятия и требованиями учебной программы

      соответствие содержания возрастным особенностям учащихся и специфике учебного занятия

      логическая структурированность материала

      практическая направленность изучаемого материала (связь с жизнью)

      личностная значимость материала для учащихся (использование воспитательного потенциала содержания)

      предполагаемое использование учебного содержания для формирования общеучебных навыков и ключевых компетенций (использование развивающего потенциала содержания)

      Планируемая деятельность учителя по:

      мотивации учебно-познавательной деятельности

      организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с целями (задачами) учебного занятия

      организации взаимодействия участников образовательного процесса

      Предполагаемое дидактическое оснащение учебного занятия

      оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся

      адекватность планируемых методов обучения целям (задачам) и содержанию

      рациональность отбора средств обучения

      Планируемая деятельность учащихся по:

      усвоению знаний и освоению способов деятельности

      развитию личностных качеств и способностей

      взаимодействию с одноклассниками и учителем

      Планируемая контрольно-оценочная деятельность

      определение объектов контроля и содержания оценки

      адекватность отобранных способов контроля и оценки

      взаимодействию с одноклассниками и учителемразработанность инструментального обеспечения контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся

    • Cамоанализ учебного занятия

      1. На основании чего были поставлены цели и определен тип учебного занятия?

      2. В чем проявлялась на учебном занятии авторская педагогическая идея?

      3. Как учитывались психолого-педагогические особенности класса при реализации запланированного учебного занятия?

      4. Насколько реализовано содержание учебного занятия? Удалось ли предвидеть возможные варианты изменения содержания на учебном занятии?

      5. В каких ситуациях пришлось изменить запланированные методы и формы преподавания и почему?

      6. Как осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход?

      7. Насколько отобранные средства способствовали эффективности учебного занятия? Были ли использованы дополнительные, не запланированные заранее средства?

      8. Насколько адекватно Вам удалось оценить результаты деятельности учащихся на учебном занятии?

      9. Как Вы оцениваете степень достижения целей (решения задач) учебного занятия?

      10. Как Вам удалось использовать непредвиденные ситуации для повышения эффективности обучения?

      11. Какие ситуации, на Ваш взгляд, не получили должного решения?

      12. Какие выводы для совершенствования дальнейшей педагогической деятельности возможно сделать на основе проведенного учебного занятия?

    • Структурные элементы урока

      1. Дидактическая задача этапа
      Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

      2. Содержание этапа
      Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности

      3. Условия достижения положительных результатов
      Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований

      4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
      Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся

      5. Требования к реализации дидактической задачи урока
      Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность

      6. Способы активизации на уроке
      Запись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса

      7. Ошибки, допускаемые при реализации
      Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

      Этап всесторонней проверки домашнего задания

      1. Дидактическая задача этапа
      Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом ЗУН

      2. Содержание этапа
      Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты

      3. Условия достижения положительных результатов
      Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся классов

      4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
      Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом

      5. Требования к реализации дидактической задачи урока
      Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

      6. Способы активизации на уроке
      Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

      7. Ошибки, допускаемые при реализации
      Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий

      Этап всесторонней проверки ЗУН

      1. Дидактическая задача этапа
      Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся 1-4-х классов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования

      2. Содержание этапа
      Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН

      3. Условия достижения положительных результатов
      Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки глубины, прочности и осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе

      4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
      Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихъся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

      5. Требования к реализации дидактической задачи урока
      Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа

      6. Способы активизации на уроке
      Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

      Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

      1. Дидактическая задача этапа
      Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

      2. Содержание этапа
      Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала ; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

      3. Условия достижения положительных результатов
      Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане ; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимися цели на различных уроках

      4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
      Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

      Этап усвоения новых знаний

      1. Дидактическая задача этапа
      Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

      2. Содержание этапа
      Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

      3. Условия достижения положительных результатов
      Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся.Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализ, сравнения, абстрагирования, обобщения конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа

      4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
      При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения

      5. Требования к реализации дидактической задачи урока
      Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

      6. Способы активизации на уроке
      Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

      7. Ошибки, допускаемые при реализации
      Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.

      Этап проверки понимания учащимися нового материала

      1. Дидактическая задача этапа
      Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

      2. Содержание этапа
      Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий

      3. Условия достижения положительных результатов
      Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала

      4. Показатели выполнения дидактической задачи урока
      Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

    • Схема самоанализа урока

      Характеристика класса:

      1. Групповая дифференциация;
      2. Уровень сформированности мыслительных операций;
      3. Группа детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке;
      4. Одаренные и способные дети, их потребности в процессе учения.

      Тема и задачи урока:

      1. Тема урока (полная формулировка);
      2. Задачи образовательные (подробно);
      3. Задачи развивающие (уделить особое внимание);
      4. Задачи воспитательные.

      Обзор урока:

      1. Подробная характеристика всех этапов урока;
      2. Подход к подбору содержания материала для каждого этого этапа (с учетом уровня развития операций у детей);
      3. Структура урока с учетом особенностей восприятия;
      4. Использованные приемы и методы обучения, их эффективность;
      5. Характеристика уровня сложности конкретных заданий;
      6.  Формы работы на уроке, их эффективность; оборудование урока, его назначение;
      7. Психологические подходы на конкретных этапах урока к конкретным учащимся;
      8. Уровень активности, внимания и работоспособности класса и отдельных учеников на каждом этапе урока; способы их поддержки;
      9. Характеристика индивидуальных и дифференцированных форм работы и их целевое использование на уроке;
      10. Оценка уровня знаний учащихся;
      11. Пути устранения перегрузки на уроке.

      Подведение итогов:

      1. Как решены поставленные задачи;
      2. Недостатки в организации урока;
      3. Оценка деятельности учащихся;
      4. Психолого - педагогический контакт с классом;
      5. Эффективность урока.
    • Ресурсные центры

    • Ресурсные центры

      С целью реализации задач Государственной программы «Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы» по развитию высокотехнологичной образовательной среды учреждений общего среднего образования по средствам внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обеспечения современным учебным оборудованием и средствами обучения и на основании приказа Комитета по образованию №233-ОС от 30.06.2012 «О работе ресурсных центров на базе учреждений образования», приказа №213-ОС от 04.07.2013 «О внесение дополнений в приказ «О работе ресурсных центров на базе учреждений образования», приказа №214-ос от 01.07.2014 «О работе ресурсных центров на базе учреждений образования» и приказа по гимназии от 28.08.2015 «О работе ресурсного центра» в ГУО «Гимназия №21 г. Минска» организована работа ресурсного центра информационных технологий Заводского района в работе которого обеспеченыследующие направления: естественно-математическое и обществоведческое. 

      Цель деятельности: совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров в области использования ИКТ и создание условий для повышения мотивации, творческой и интеллектуальной самостоятельности посредством использования материально-технической базы ресурсного центра гимназии.

      Задачи деятельности:

      • организация деятельности по повышению квалификации педагогов на уровне района совместно с учреждениями дополнительного образования взрослых в области ИКТ;
      • координация деятельности школьных МО по информатизации;
      • организация мероприятий по обмену передовым педагогическим опытом в области ИКТ на уровне района;
      • планирование деятельности по проведению внеурочной деятельности с ИКТ поддержкой для учреждений образования района;
      • реализация образовательных проектов в области информационных технологий, участие в инновационной и экспериментальной деятельности в области ИКТ;
      • активизация учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся посредством использования материально-технической базы ресурсного центра гимназии.

      Руководитель РЦИТ: Вайнер Ирина Аркадьевна, заместитель директора по учебно-методической работе. 

      Кадровое обеспечение: В деятельность РЦ включен весь педагогический коллектив гимназии. 98% педагогов с высшим образованием, 78% педагогов имеют высшую или первую категорию, работает один учитель-методист. Среди педагогов гимназии два Отличника образования (2%). Премией спецфонда Президента Республики Беларусь награждены 4 педагога (5%), премией Мингорисполкома – 12 (12%), Грамотами и Почетными грамотами Министерства образования – 14 (15%), Почетными грамотами комитета по образованию Мингорисполкома – 27 (28%), Грамотами управления образования, спорта и туризма администрации Заводского района – 52 (53%). Обладателями Грантов Мингорисполкома за разработку 7 образовательных проектов являются 10 педагогов (11%).

      Ресурсные центры 2016/2017

      Ресурсный центр по управленческой деятельности с сентября 2016 года на базе ГУО «Начальная школа №39 г. Минска»

      Цель ресурсного центра: распространение эффективного опыта  работы  управленческой деятельности  по совершенствованию системы сопровождения профессионального развития учителей начальных классов

      Основные направления работы:

       - осуществление экспериментальной, инновационной, проектной деятельности;

      - организация обучения  и консультирования различных категорий педагогических работников по следующим направлениям:

      • система методической работы;
      • использование в практике работы инновационных педагогических технологий;
      • освоение  новейших достижений в области образования, осуществление проектной деятельности;
      • эффективное использование материальных, кадровых ресурсов, развитие материально-технической базы учреждения в современных условиях.
    • В помощь руководителям школьных МО

    • Деятельность МО классных руководителей

      В системе повышения квалификации педагогов, ведущих организационно-воспитательную работу с классом, важное место принадлежит школьному методическому объединению классных руководителей. Это объединение призвано помочь педагогу повысить теоретический уровень, овладеть новыми, более совершенными методами и приемами воспитания  и развития школьников, опытом работы лучших классных руководителей, систематически знакомиться с достижениями науки, с педагогической и научно-популярной литературой.

      Методическое объединение классных руководителей – основное научно-структурное подразделение образовательного учреждения, осуществляющее методическую, экспериментальную и исследовательскую работу по воспитанию и развитию учащихся. Оно создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:

      • удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
      • повышение педагогической квалификации классных руководителей;
      • организация и проведение на высоком профессиональном уровне воспитательной, методической и экспериментальной работы;
      • совершенствование методики проведения воспитательных мероприятий;
      • проведения педагогических экспериментов.

      Возглавляет методическое объединение председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных классных руководителей по согласованию с членами МО.

      Умение руководителя МО хорошо организовать свою управленческую деятельность и воспитательную деятельность классных руководителей с учетом изменений в содержании и технологии воспитательного процесса помогает найти оптимальные способы построения своей работы и добиться высоких результатов в управлении.

      Организационно-педагогическая деятельность руководителя МО классных руководителей определяется планом работы.

      Осуществление дифференцированного подхода к организации работы методического объединения позволяет учитывать индивидуальные особенности классных руководителей посредством их группировки и организации различного обучения как по содержанию, объему, сложности, так и по  формам, методам и приемам.  Главными задачами при этом могут быть:

      • формирование у детей представлений об образе жизни, достойной человека;
      • формирование основных принципов социальных норм общежития;
      • воспитание ценностного отношения к природе – дому, в котором живет человечество;
      • создание комфортной среды общения;
      • создание условий для развития педагогического мастерства, совершенствования системы работы каждого классного руководителя;
      • овладение классными руководителями новыми технологиями воспитания;
      • знакомство с достижениями педагогической науки, нормативными документами и актами.

      Опыт подтверждает целесообразность такой организации работы методического объединения, при которой по обсуждаемой проблеме:

      • заслушивается общетеоретическая лекция;
      • организуются выступления из опыта работы;
      • посещаются внеклассные мероприятия по ознакомлению с передовым опытом практического решения данной проблемы;
      • осуществляется широкий обмен мнениями по определению передовых методов и приемов работы;
      • все члены методического объединения изучают соответствующую литературу и выполняют практические задания.

      Эффективность работы методического объединения, интерес к нему классных руководителей может быть обеспечен лишь при условии использования разнообразных форм работы.

      Широко используются такие формы проведения заседаний МО, как: круглые столы, деловые игры, педагогические консилиумы, творческие мастерские, решение педагогических задач, школа передового опыта, школы начинающего классного руководителя, презентация опыта, проблемная школа и др. При этом формы проведения подбираются так, чтобы классный руководитель мог получить не только теоретические знания, но и практические советы, рекомендации, навыки.

      В целях развития профессионального мастерства, выявления и распространения опыта классных руководителей в школах проводятся конкурс « Лучший классный руководитель школы»,  конкурсы на лучшие методические разработки по различным направлениям воспитательной работы, творческие отчеты, презентации, методические недели, которые включают в себя:

      • открытые классные часы;
      • творческие дела по различным технологиям воспитательной работы;
      • презентации книг по теории, практике и методике воспитательной работы;
      • смотр творческих лабораторий классных руководителей.

      Правовую основу деятельности МО в школе составляет Положение о методическом объединении классных руководителей.

      Примерное положение о методическом объединении классных руководителей

      1. Общие положения
        1. Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
        2. Методическое объединение создается при наличии не менее трех классных руководителей.
        3. Руководство работой методического объединения классных руководителей осуществляет руководитель, а в его отсутствие – секретарь.
        4. Общий контроль за работой методического объединения осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
        5. Вся деятельность методического объединения классных руководителей осуществляется на основе педагогического анализа, планирования работы как на текущий год,, так и на перспективу в соответствии с программой развития школы.
      2. Основные задачи
        1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
        2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
        3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
        4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных руководителей.
        5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
        6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.
      3. Содержание и основные направления деятельности
        1. Проводит проблемный анализ результатов воспитательного процесса.
        2. Вносит предложения по изменению содержания и структуры внеклассной и внеурочной воспитательной работы в школе, по корректировке требований к минимальному объему и содержанию организационно-воспитательной работы с классом.
        3. Вносит предложения по организации и содержанию аттестации педагогов, ведущих организационно-воспитательную работу с классом.
        4. Принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь классным руководителям, учителям, организует их разработку.
        5. Разрабатывает методические рекомендации для учащихся и их родителей в целях наилучшей организации учебной и воспитательной деятельности классного коллектива, воспитания культуры умственного труда, соблюдения этических и нравственных норм поведения, режима труда и отдыха.
        6. Организует работу методических семинаров для начинающих, малоопытных классных руководителей.
        7. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.
        8. Координирует воспитательную деятельность классных руководителей и организует их взаимодействие в педагогическом процессе.
        9. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.
        10. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, активных форм и методов воспитательной работы.
        11. Обсуждает социально-педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
        12. Разрабатывает функциональные обязанности классных руководителей и выносит на обсуждение всего педагогического коллектива школы.
        13. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

      Функциональные обязанности руководителя методического объединения классных руководителей(примерные)

      Руководитель методического объединения классных руководителей:

      а) отвечает:

      • за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;
      • за пополнение «методической копилки классного руководителя»;
      • за своевременное составление документации о работе объединения и проведённых мероприятиях;

      б) совместно с заместителем директора по воспитательной работе

      • за соблюдение принципов организации воспитательной работы;
      • за выполнение классными руководителями их функциональных обязанностей;
      • за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;
      • за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;

      в) организует:

      • взаимодействие классных руководителей-членов методического объединения между собой и с другими подразделениями школы;
      • открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения в других формах;
      • изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;
      • консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

      г) координирует планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

      д) содействует становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов

      Документация методического объединения

      1. Приказ об открытии МО.
      2. Приказ о назначении на должность руководителя ;методического объединения.
      3. Положение о методическом объединении.
      4. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
      5. Функциональные обязанности руководителя МО.
      6. Банк данных о классных руководителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий педагогический стаж, стаж в должности классного руководителя, квалификационная категория, награды, звание, повышение квалификации, домашний адрес, телефон).
      7. Годовой план работы методического объединения.
      8. План-сетка работы МО на каждую четверть.
      9. Протоколы заседаний методического объедине
      10. Аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля, мониторинга воспитания (копии справок, приказов, табли
      11. График повышения квалификации классных руководителей на текущий год.
      12. Сведения о темах самообразования классных руководителей.
      13. График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и др.
      14. График проведения открытых классных воспитательных мероприятий.
      15. Инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей.
      16. Материалы «Методическая копилка классного руководителя».

      Структура плана методического объединения классных руководителей

      1. Краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся-воспитанников и анализ работы МО, проведённой в предыдущем учебном году.
      2. Педагогические задачи объединения.
      3. Календарный план работы методического объединения, в котором отражаются:
        • план заседаний МО;
        • участие МО в общешкольных мероприятиях;
        • другая работа.
      4. Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
        • темы самообразования классных руководителей;
        • участие в курсах повышения квалификации;
        • подготовка творческих работ, выступлений, докладов на конференции;
        • работа по аттестации педагогов.
      5. Диагностика профессиональной подготовленности классных руководителей включает изучение следующих направлений: научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки. Оцениваются диагностическая, коммуникативная, организационная, научно-методическая деятельность классного руководителя.
      6. Критерии оценки деятельности классного руководителя:
        • система работы с классом;
        • уровень воспитанности учащихся;
        • активность функционирования органов самоуправления;
        • творческая направленность работы классного руководителя;
        • стиль взаимоотношений с учащимися;
        • самообразование классного руководителя.
      7. Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
      8. Участие в тематическом и персональном контроле за состоянием воспитательного процесса в классе.

      СОВЕЩАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Совещания классных руководителей проводятся один раз в четверть, как правило, в первую неделю четверти. Содержание таких совещаний традиционно:

      • подведение итогов работы классных руководителей за предыдущую четверть;
      • сообщение каждого классного руководителя о наиболее интересном, важном или наиболее удавшемся деле в течение четверти (2-3 мин.);
      • сообщение заместителя директора по воспитательной работе об основных направлениях и основных делах в наступившей четверти;
      • обсуждение основного общешкольного дела (туристический слет, ярмарка, День школы, праздник труда, День культуры и т. п.), форм проведения, заданий классам, сценария и т. п.

      Совещания классных руководителей могут проводится отдельно для 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов.

      Педагогический совет по проблемам воспитательной деятельности проводится один раз в год, чаще всего перед началом III четверти.

      Каждую четверть классный руководитель принимает участие в малом педсовете по всей параллели, в том числе и по своему классу, на котором обсуждаются успеваемость учащихся, уровень организации классного коллектива, проблемы индивидуального подхода к отдельным учащимся. К такому педсовету классный руководитель должен тщательно подготовиться.

      Тематика педагогических совещаний и заседаний методического объединения классных руководителей

      1. Методика изучения уровня воспитанности учащихся и формы ее фиксации.
      2. Методика изучения личности учащихся с целью побуждения ее к самовоспитанию.
      3. Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя (организация классного часа, темы, формы про­ведения, содержание).
      4. Сотрудничество,  соуправление,  сотворчество как ведущие методы организации воспитательной деятельности.
      5. Общечеловеческие ценности и их место в воспитательном процессе.
      6. Значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию.
      7. Анализ воспитательного процесса как условие его оптимизации.
      8. Роль деятельности классного руководителя в повышении уровня развития классного коллектива и воспитанности каждого школьника.
      9. Овладение методикой определения уровня воспитанности школьника и выбора путей ее повышения - важное средство оптимиза­ции воспитательного процесса.
      10. Влияние классного коллектива на личность учащихся. Учитель и классный коллектив.
      11. Совершенствование внеучебной воспитательной работы с учащимися на основе индивидуального подхода к ним.
      12. Единство требований педагогического коллектива к поведению учащихся, их умению в своих поступках руководствоваться требо­ваниями сознательной дисциплины.
      13. О воспитательной функции урока.
      14. Педагогическое общение как особый вид творчества.
      15. Организация деятельности школьного и классного коллективов в условиях демократизации школьной жизни
      16. Воспитание ответственности и воспитание ответственностью.
      17. Взаимное общение, сотворчество и соучастие как основные формы воспитательного влияния на ученика в современных условиях.
      18. Работа учителя по воспитанию учащихся на общечеловеческих ценностях.
      19. Воспитание как процесс управления развитием личности.
      20. Проблемы, поиски, находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива на современном этапе.
      21. Панорама деятельности воспитательной работы классного руководителя в рамках воспитательной системы учреждения образования
      22. Развитие  личности: опыт, проблемы, поиски.
      23. Должностные обязанности классного руководителя.
      24. Методики изучения личности воспитанника с целью побуждения его к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации.
      25. Формы и методы воспитательной деятельности, направленной на подготовку учащихся к жизни в современных условиях.
      26. Единое образовательно-воспитательное пространство как условие развития школьников.
      27. Организация и содержание аналитической деятельности и мониторинг по проблемам воспитания.
      28. Система воспитательной работы классного руководителя на основе диагностики (Из опыта работы).
      29. Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей.
      30. Такт и авторитет учителя.
      31. Права ученика в нашей школе.
      32. Формирование общей культуры школьника.
      33. Учитель и ученик: система взаимоотношений.
      34. Личностно ориентированный подход в воспитании школьников.
      35. Индивидуальная работа с учащимися. Опыт, проблемы.
      36. Воспитательные системы в деятельности классных руководителей.
      37. Воспитание учащихся на уроках.
      38. Содержание и методика воспитательной работы в классе.
      39. Система работы школы по перевоспитанию трудных учащихся.
      40. Повышение уровня воспитанности, критерии воспитанности учащихся.
      41. Личностно-ориентированный образовательный процесс как одно из условий развития одаренности.
      42. Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы - основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие.
      43. Роль ученического самоуправления в системе воспитательной работы школы.
      44. Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора оптимизации воспитательного процесса.
      45. Воспитательный потенциал системы дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы.
      46. Инновационные процессы в области воспитания.
      47. Педагогические технологии воспитательной работы с учащимися начальной школы.
      48. Психолого-педагогические основы общения с учениками.
      49. Работа классного руководителя с учащимися «зоны риска».
      50. Планирование воспитательной работы с учетом современных  требований.
      51. Новые подходы к проведению родительских собраний.
      52. Роль современных массмедиа в развитии единого воспитательного пространства в условиях модернизации системы образования.
      53. Личностно-деятельный подход к воспитанию детей как условие повышения эффективности воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.
      54. От ученического самоуправления к самовоспитанию.

      Формы методической работы с классными руководителями

      • Диагностическая анкета
      • Лекционная деятельность
      • Семинары, консультации
      • Семинары-практикумы
      • Круглые столы
      • Мозговой штурм
      • Аукцион методических знаний
      • Методические выставки
      • Выпуск методических бюллетеней
      • Конкурс «Учитель»
      • Обзор методической литературы: « Презентации воспитательной работы лучших классных руководителей»
    • Кабинет биологии

      Показатели организации работы кабинета биологии

      Наименование показателей

      Оценка в баллах

      Да – 1 балл

      Нет – 0 баллов

      1. Организация рабочих мест учащихся:

       

       

      -рабочие места оборудованы 2-хместными столами

       

       

      -оснащение рабочих место учащихся набором инструментов, посуды, оптическими приборами, размещаемыми на столе или в подстолье

       

       

      -наборы инструментов, посуды. реактивов, оптических приборов (хранятся в лотках и ставятся во время лабораторной работы)

       

       

      -имеется  комплект раздаточного материала для проведения лабораторных работ

       

       

      2. Организация рабочего места учителя:

       

       

      -к рабочему месту подведена вода

       

       

      -к рабочему месту подведен электрический ток

       

       

      -классная доска оснащена приспособлениями (по 0,5 б.):
      держателями
      магнитной доской
      ящиками для хранения таблиц под доской
      экран укреплен над доской по центру стены

       

       

      3. Органиазция использования технических средств в учебном процессе:

       

       

      -кабинет имеет приспособления  для зашторивания

       

       

      -использование экранных пособий на уроках в соответствии с программой

       

       

      -использование телепередач на уроке

       

       

      -использование компьютера на уроках

       

       

      4. Размещение и хранение учебного оборудования согласно правилам по охране труда и требованиям НОТ:

       

       

      -соблюдение принципов хранения в определенной системе ( по классам, видам пособий. С учетом частоты использования)

       

       

      Натуральные объекты, реактивы, посуда, колющие и режущие инструменты хранятся согласно правилам

       

       

      -оптические приборы хранятся в футлярах с набором съемной оптики

       

       

      -имеется набор микропрепаратов  для раздачи на столы

       

       

      -оптические приборы имеют нумерацию соответственно рабочим местам учащихся

       

       

      -хранение печатных и экранных пособий:

       

       

      -таблицы хранятся в порядке, соответствующим последовательности учебного материала по программе

       

       

      -таблицы наклеены на ткань или картон

       

       

      -таблицы хранятся в табличниках (в рулонах) в подвешенном состоянии (на кронштейнах)

       

       

      - диафильмы систематизированы, хранятся в укладке

       

       

      -кинофрагменты систематизированы, хранятся в укладках

       

       

      5. Рациональное оформление кабинета:

       

       

      - имеется постоянно экспонирующийся  материал

       

       

      -сменные материалы по темам

       

       

      -сменные материалы, обеспечивающие воспитание интереса к биологии(стенды, газеты)

       

       

      -материалы краеведческого характера

       

       

      -имеется уголок охраны труда

       

       

      6. Самооборудование кабинета:

       

       

      -инструкция для лабораторных работ

       

       

      -индивидуальные задания для различных групп учащихся

       

       

      -материалы для выполнения самостоятельных и проверочных работ

       

       

      -карточки для работы с экранными пособиями

       

       

      -карточка оборудования

       

       

      -картотека научно-популярной и методической литературы

       

       

      -поурочные (тематические) папки

       

       

      -другие виды дидактического материала

       

       

      -пополнение кабинета самодельным оборудованием

       

       

      Таблицы, транспаранты, диапозитивы

       

       

      7. Оборудование кабинета живыми растениями:

       

       

      -размещение их в лаборантской

       

       

      -размещение их в кабинете

       

       

      -подбор растений в кабинете исходя из использования в учебном процессе

       

       

      ПРИМЕЧАНИЕ: к-во растений / к-во видов  -

      -

      -

      8. Учебно-наглядные пособия для проведения лабораторных работ по биологии:

       

       

      -открытки с изображением пород домашних животных и сортов культурных растений

       

       

      -открытки (рисунки) с изображением диких предков растений (животных)

       

       

      -открытки с изображением специализированных форм растений и животных

       

       

      -самодельные коллекции плодов и семян

       

       

      -коллекции растений одного вида

       

       

      -одноклеточные и многоклеточные формы растений и животных

       

       

      -коллекции цветных растений с разными способами опыления

       

       

      -коллекции насекомых, различающихся по окраске, форме и размерам тела

       

       

      -наборы микропрепаратов по общей биологии

       

       

      -колосья ржи, пшеницы и т.п.

       

       

      -бобы гороха, люпина. Фасоли и т.п.

       

       

      ИТОГО БАЛЛОВ

       

       

      Эстетическое оформление кабинета (до 10 баллов)

       

       

    • Кабинет истории

      Показатели организации работы кабинетов истории

      Наименование показателей

      Макс. балл

      Баллы

      Каб. №

      Каб. №

      1.Внешний вид:

       

       

       

      А) эстетика оформления

      3

       

       

      Б) символика РБ

      42

       

       

      В) санитарно-гигиенические требования:

      - размещение ученических столов в кабинете;

      - чистота и сохранность мебели;

      - освещение;

      - проветривание;

      - цветовое оформление кабинета

       

      1

      2

      1

      1

      2

       

       

      Г) стенды временного использования («Сегодня на уроке», «Сегодня изучаем», «Готовимся к экзаменам» и др.)

      1 за каждый стенд

       

       

      2.Документация кабинета:

       

       

       

      - перспективный план развития кабинета;

      2

       

       

      - план работы кабинета на 2013-14  учебный год

      2

       

       

      - занятость кабинета: расписание внеурочных мероприятий стимулирующих и дополнительных занятий, факультативов, консультаций;

      2

       

       

      - нормативная школьная документация:

      • положение о кабинете;
      • инструкция по ТБ;
      • самоанализ работы кабинета учителем;
      • материалы по 10-ой системе;
      • техническая документация;
      • журналы учёта ТСО;
      • журнал учёта использования ТСО;
      • материалы по самообразованию учителя

       
      1
      1
      3
      1
      1
      1
      2
      2

       

       

      3. Оборудование кабинета:

       

       

       

      - тумба для проекционных аппаратов;

      1

       

       

      - телеаппаратура;

      1

       

       

      - видеомагнитофон;

      1

       

       

      - магнитофон;

      1

       

       

      - мультимедийная система ;

      1

       

       

      - графопроектор;

      1

       

       

      - компьютер;

      1

       

       

      - видеозаписи;

      1

       

       

      - аудиозаписи

      1

       

       

      4.  Дидактические средства обучения:

       

       

       

      - графические (карты, таблицы, схемы, картины, рисунки);

      3

       

       

      - материалы тематического и промежуточного контроля;

      3

       

       

      - распечатки (ксерокопии) учебного материала;

      2

       

       

      - дифференцированные задания, разноуровневые задания, тесты;

      3

       

       

      - разработки:

      • нестандартные уроки;
      • уроки с использованием современных пед. технологий

      4

       

       

      - картотека индивидуальных заданий, самостоятельных работ учащихся

      2

       

       

      - набор олимпиадных заданий;

      2

       

       

      - материалы внеклассных мероприятий по истории и ЧОГ;

      3

       

       

      - творческие работы учащихся

      3

       

       

      5. Литература для учителя:

       

       

       

      - методическая литература;

      1

       

       

      - вопросы психологии;

      1

       

       

      - дидактика средств обучения;

      1

       

       

      - научно - популярная литература;

      2

       

       

      - периодические издания по предмету;

      2

       

       

      - справочный материал;

      2

       

       

      - материалы по идеологическому воспитанию учащихся;

      2

       

       

      6. Литература для учеников

       

       

       

      - учебные пособия;

      1

       

       

      - словари;

      1

       

       

      - художественная литература для внеклассного чтения;

      1

       

       

      - книга выдачи книг из кабинета

      1

       

       

      7. Примечания

       

       

       

       

       

       

       

      ИТОГО БАЛЛОВ

       

       

       

    • Кабинет белорусского языка

      Асноўныя крытэрыі ацэнкі рацыянальнай работы кабінета беларускай мовы і літаратуры

      Паказчыкі

      Макс.
      бал

      Балы

      Агульны выгляд:

      а) эстэтыка афармлення;

      б) сімволіка РБ;

      в) санітарна-гігіенічныя патрабаванні:

      - размяшчэнне вучнёўскіх сталоў у кабінеце;

      - стан мэблі;

      - асвятленне;

      - праветрыванне;

      - каляровая гама ў афармленні кабінета;

      г) стэнды часовага выкарыстання , партрэты, стэнды - “раскладушкі”.

       

      3

      4

       

      1

      2

      1

      1

      2

      3

       

      Дакументацыя кабінета:

      - перспектыўны план развіцця кабінета;

      - план работы кабінета на 2004-2005 навучальны год;

      - расклад работы  кабінета;

      - самааналіз работы кабінета;

      - матэрыялы па самаадукацыі настаўніка;

      - нарматыўная школьная дакументацыя:

      q  палажэнне аб кабінеце;

      q  інструкцыя па тэхніцы бяспекі пры рабоце ў кабінеце;

      q  матэрыялы па 10-бальнай сістэме;

      q  пашпарт кабінета;

      q  Адзіны моўны рэжым.

       

      2

      2

      1

      3

      2

       

      1

      1

      1

      1

      1

       

      Абсталяванне кабінета:

      - тумба для праекцыйных апаратаў;

      - тэлеапаратура;

      - відэамагнітафон;

      - магнітафон;

      - дыяпраектар;

      - графапраектар;

      - камп’ютэр;

      - відэазапісы;

      - дыяпазітывы;

      - аудыёзапісы.

       

      1

      1

      1

      1

      1

      1

      1

      2

      2

      2

       

      Дыдактычныя сродкі навучання:

      - графічныя схемы – памяткі, партрэты пісьменнікаў;

      - матэрыялы тэматычнага і прамежкавага кантролю;

      - дыферэнцыраваныя заданні, рознаўзроўневыя заданні, тэсты;

      - распрацоўкі:

           нестандартныя ўрокі;

           урокі з выкарыстаннем сучасных педагагічных тэхналогій;

      - набор алімпіядных заданняў;

      - матэрыялы пазакласных мерапрыемстваў па беларускай мове і літаратуры;

      - творчыя работы вучняў (аформленыя).

       

      2

      2

      3

       

      2

      2

      2

      3

       

      2

       

      Літаратура для настаўніка:

      - метадычная літаратура;

      - пытанні псіхалогіі;

      - навуковая літаратура, энцыклапедычная літаратура;

      - перыядычныя выданні па прадмету;

      - матэрыялы па ідэалагічнаму выхаванню вучняў;

      - літаратура па сучасных педагагічных тэхналогіях.

       

      2

      1

      2

      1

      1

      1

       

      Літаратура для вучняў:

      - слоўнікі;

      - мастацкая літаратура для пазакласнага чытання.

       

      3

      2

       

      Заўвагі. Вывады. Прапановы.

       

       

      Усяго балаў

       

       

    • Кабинет иностранного языка

      Показатели организации работы кабинетов иностранного языка

      Наименование показателей

      Кол-во баллов

      0

      1

      1. Внешний вид:

       

       

      А) эстетика оформления

       

       

      Б) символика РБ

       

       

      В) санитарно-гигиенические требования:

      • размещение ученических столов (парт) в кабинете;
      • чистота и сохранность мебели;
      • освещение;
      • проветривание;
      • цветовое оформление кабинета

       

       

      Г) наглядность по странам изучаемого языка;

       

       

      Д) сохранность мебели

       

       

      2. Документация кабинета:

       

       

      - перспективный план развития кабинета;

       

       

      - план работы кабинета на 2013-14  учебный год

       

       

      - занятость кабинета: расписание внеурочных мероприятий стимулирующих и дополнительных занятий, факультативов, консультаций;

       

       

      - нормативная школьная документация:

      • положение о кабине;
      • инструкция по ОТ;
      • самоанализ работы кабинета учителем;
      • техническая документация;
      • журналы учёта использования видеоаппаратуры и лингафонного оборудования, компьютеров;
      • материалы по самообразованию учителя

       

       

      3. Оборудование кабинета:

       

       

      - наличие ТСО:

      • телеаппаратура;
      • видеомагнитофон;
      • мультимедийная система;
      • графопроектор;
      • компьютер

       

       

      - тумба для проекционных аппаратов;

       

       

      - подставка под магнитофон;

       

       

      - секционные шкафы для хранения наглядных пособий и ТСО;

       

       

      - учебно-информационные стенды;

       

       

      - лингафонные рецептивные установки;

       

       

      - пособия для организации самостоятельных видов работ учащихся с лингафонным оборудованием:

      • лингафонный практикум;
      • дидактический материал для работы  в парках;

       

       

      - диапозитивы;

       

       

      - кодопособия;

       

       

      - специальные приспособления для хранения аудиовизуальных средств;

       

       

      - картотека учебного оборудования и учебно-наглядных пособий;

       

       

      - видеозаписи;

       

       

      - аудиозаписи

       

       

      4.  Дидактические средства обучения:

       

       

      - графические (картины, таблицы, схемы, географические карты, рисунки);

       

       

      - распечатки (ксерокопии) учебного материала;

       

       

      - дифференцированные задания для осуществления индивидуализации обучения, разноуровневые тесты;

       

       

      - разработки:

      • нестандартные уроки;
      • видеоуроки;
      • уроки с использованием современных пед. технологий

       

       

      - картотека индивидуальных заданий  для осуществления индивидуализации обучения, самостоятельной работы учащихся;

       

       

      - набор олимпиадных заданий;

       

       

      - материалы внеклассных мероприятий по иностранному языку;

       

       

      5. Литература для учителя:

       

       

      - методическая литература;

       

       

      - вопросы психологии;

       

       

      - дидактика средств обучения;

       

       

      6. Литература для учеников

       

       

      - учебные пособия;

       

       

      - словари;

       

       

      - справочники по грамматике, лексике;

       

       

      - художественная литература для внеклассного чтения;

       

       

      - книга выдачи книг из кабинета

       

       

      - газеты на иностранном языке

       

       

      7. Примечания

       

       

       

       

       

      ИТОГО БАЛЛОВ

       

       

    • Кабинет русского языка и литературы

      Показатели организации кабинета русского языка и литературы

      Наименование показателей

      Макс. балл

      Баллы

      Каб. №

      Каб. №

      1. Общий вид:

       

       

       

      А) эстетика оформления

      3

       

       

      Б) символика РБ

      4

       

       

      В) санитарно-гигиенические требования:

      - размещение ученических столов в кабинете;

      -  состояние мебели;

      - освещение;

      - проветривание;

      - цветовая гамма в оформлении кабинета

       

      1

      2

      2

      1

      2

       

       

      Г) стенды временного использования, стенды – «раскладушки»

      2

       

       

      2. Документация кабинета:

       

       

       

      - перспективный план развития кабинета;

      2

       

       

      - план работы кабинета на 2013/14 учебный год

      1

       

       

      - расписание работы кабинета;

      1

       

       

      - самоанализ работа кабинета;

      3

       

       

      - материалы по самообразованию учителя;

      2

       

       

      - нормативная школьная документация:

      • положение о кабине;
      • инструкция поОТ
      • паспорт кабинет
      • ИМП по предмету
      • Кодекс РБ об образовании

      1
      1
      1
      1
      1

       

       

      3. Оборудование кабинета:

       

       

       

      - телевизор;

      1

       

       

      - видеомагнитофон;

      1

       

       

      - магнитофон;

      1

       

       

      - компьютер;

      1

       

       

      - программные продукты;

      2

       

       

      - видеозаписи;

      2

       

       

      - аудиозаписи

      2

       

       

      4. Дидактические средства обучения:

       

       

       

      - графические схемы – памятки, портреты писателей;

      2

       

       

      - материалы тематического и промежуточного контроля;

      3

       

       

      - дифференцированные задания, разноуровневые задания, тесты;

      3

       

       

      - разработки:

      • нестандартные уроки;
      • уроки с использованием современных пед. технологий

       

      2

      2

       

       

      - набор олимпиадных заданий;

      2

       

       

      - материалы внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе;

      3

       

       

      - творческие работы учащихся (оформленные)

      2

       

       

      5. Литература для учителя:

       

       

       

      - методическая литература;

      2

       

       

      - вопросы психологии;

      1

       

       

      - научная литература, энциклопедическая литература;

      2

       

       

      - периодические издания по предмету;

      2

       

       

      - материалы по идеологическому воспитанию;

      1

       

       

      - литература по современным педагогическим технологиям

      1

       

       

      6. Литература для учеников

       

       

       

      - словари;

      3

       

       

      - художественная литература;

      2

       

       

      7. Примечания

       

       

       

       

       

       

       

      ИТОГО БАЛЛОВ

       

       

       

    • Методическая копилка

    • Методическая копилка
    • Активные формы обучения педагогических кадров

      Процедура «Коллективный анализ»

      • Директор и его заместители посещают один и тот же урок у одного учителя.
      • Затем каждый администратор на совещании излагает свою точку зрения и проводится углубленный анализ полученной информации, составляется итоговая аналитическая справка, которая выдается учителю.
      • Учитель после изучения справки пишет собственное резюме.
      • На заключительном этапе совместно членами  администрации и учителем проводится согласование позиций и разработка индивидуальной траектории дальнейшей деятельности учителя.
      • Каждое посещение урока или серии уроков осуществляется без определения заранее заданной цели посещения ( один из способов, позволяющий совершенствовать рефлексивные умения членов администрации) или с заранее определенными целями исследования.

      Процедура «Продленная конференция»

      • Учитель по договоренности с заместителем директора разрабатывает развернутый план урока, затем на собрании заинтересованных учителей он рассказывает и объясняет поэлементно всю технологию проведения урока. В ходе последующего обсуждения все участники вносят свои предложения и идеи по каждому элементу урока. Учитель отбирает все, что работает на усиление и улучшение.
      • Когда учитель дает урок, он приглашает на него всех участников обсуждения.
      • В ходе коллективного обсуждения все участники продленной конференции обсуждают ход и полученные в процессе урока результаты.
      • Подобный способ позволяет, поскольку в событии принимают участие учителя, преподающие разные предметы, использовать в работе метод коллективного анализа.

      Процедура «Игровой стол»

      • В процессе проведения серии контрольных уроков, каждый учитель записывает все недостатки, не достижения, ошибки, упущенные возможности.
      • На собрании педагогического сообщества учителя рассказывают по записям о допущенных реально или модельно ошибках и в процессе обсуждения участники ищут возможные решения названных проблем.

      Методика «Мозаика»

      • Учитель вместе с учащимися показывает педагогам разные отрывки уроков. В каждом отрывке показываются разные методики, приемы и формы работы на уроке и с учащимися.
      • Затем проводится семинар с осмыслением увиденного и услышанного и выработка рекомендаций по организации методической работы в школе.
      • Возможно показать последовательно разные элементы урока. Каждый учитель показывает элементы одного из этапов урока

      Методика «Защита программы»

      • Учитель разрабатывает малую образовательную предметно-воспитательно-развивающую программу, включающую в себя проверку предметного содержания через призму нравственности.
      • Предъявляет ее коллегам, исходя из интересности, важности, соответствия стандартам, детской психологии, продуктивного обучения, реализации воспитывающего и развивающего начала, методического обеспечения, ценностного и понятийного подхода.

      Методика «Человек со стороны»

      • Каждый учитель отсматривает с разрешения коллег 10-20 уроков.
      • Задача заключается в том, чтобы по определенной схеме найти все то, что было бы полезно для «посетителя».
      • После посещения урока на практико- теоретическом семинаре все проверяющие, не имея права критиковать и искать недостатки, выступают с аргументированным сообщением о тех находках, которые они сделали во время своего учебно- методического путешествия.

      Методика «Профессиональная рефлексия»

      • Учитель в свободной форме составляет трактат или очерк о системе своей деятельности на тему «Как я учу и воспитываю».
      • Специальная комиссия определяет степень значимости и полезности написанных текстов и дает добро на копирование.
      • Затем педагоги читают эти тексты, и  если они оказались значимы, то проводится авторский вечер одного или нескольких педагогов, на котором они отвечают на вопросы, показывают в реальном времени свои методы работы.
      • Все участники вечера сдают рефлексивные листочки с оценкой по 10-бальной шкале полезности того, что они увидели и услышали, после чего администрация в приказе сообщает о стимулах и принятии опыта к реальному распространению.

      Методика «Обмен»

      • Учителя, собравшись в малые группы, берут на себя труд изучить многое или все по той или иной образовательной технологии, авторской методике, провести апробацию, исследование, обнаружить все достоинства и недостатки той или иной системы и вынести это в виде обучения педагогов в реальном времени на педагогический коллектив.
      • Это не лекционный способ, а фактическое обучение, когда технология или метод изучаются педагогами здесь и теперь в качестве учащихся.
      • Всякий акт обучения заканчивается бурным обсуждением продуктивного приращения, находок, микрооткрытий, дальнейших возможностей.

      Методика «Парный или интегрированный урок»

      • Интегрированный урок ведут преподаватели разных предметов, используя предметные и методические приемы и возможности для получения эмоционального и познавательного эффекта.
      • Хорошо, если этот урок проводится с элементами театрализации.

      Возможные цели посещения уроков:

      1. Управление успехом в процессе урока.
      2. Определение уровня толерантности в отношениях ученик- учитель, ученик- класс.
      3. Дифференцированный подход в процессе обучения.
      4. Положительная эмоциональная составляющая урока.
      5. Продуктивная значимость урока.
      6. Методы, приемы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
      7. Использование фронтальных, диалогических, микрогрупповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
      8. Индивидуальный подход на уроке.
      9. Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
      10. Стимулы и психолого-педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
      11. Оценка знаний как психологический инструмент.
      12. Творческая деятельность на уроке.
      13. Выход на послеурочную предметную деятельность.
      14. Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
      15. Включенность учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
      16. Анализ успешности организационно-психологического момента на уроке.
      17. Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
      18. Характер, система и формы домашнего задания.
      19. Использование различных активизаторов в процессе урока.
      20. Игровые моменты на уроке.
      21. Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
      22. Практико-ориентированный характер получаемых знаний.
      23. Количество заданий, выполняемых на уроке.
      24. Усталость, тревожность и удовлетворенность на уроке.
      25. Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.
    Close